Статьи

Когда угоняют авто?

Карданный вал ЛиАЗ

Когда разговор заходит о Ликинском Автобусном Заводе, то невозможно не вспомнить модель, которая стала дебютом этого предприятия и очень долго была главным изделием, выпускавшимся этим заводом. Речь идет о, без преувеличения, легендарном ЛиАЗ-677, получившим в народе такие нелицеприятные прозвища как «скотовоз», «бревно», «клопоход» и прочие «ласкательные» эпитеты.

Что удивительно, но не любили этот автобус все, как те, кому доводилось на нем ездить в качестве пассажиров, так и те, кто этот транспорт создавал. Причем если забыть о небольшой скорости и маломощности, то большая доля нелюбви конструкторов приходилась на жалобы по поводу большого расхода бензина (между прочим, А95 или на худой конец А92), и соответственно, дороговизны эксплуатации. А как не расходовать бензин, если из-за переднего размещения двигателя один только карданный вал  ЛиАЗ  получался настолько длинным и тяжелым, и настолько увеличивал трение, что один был способен поднять расход топлива на 25% по сравнению с автобусами, у которых двигатель находился сзади.

Тем не менее, конструкторы особых изменений не вносили, если не считать того момента, когда некоторые «усовершенствования» позволили перевести ЛиАЗ-677 с 95-го бензина на А80/А76. Расход естественно не уменьшился, но «подешевел», а ездить автобус стал еще хуже. Единственные кто выигрывал от такого официально обжорства автобуса, были водителя и те, с кем им приходилось делиться – проще простого на таком ненасытном чудовище сэкономить десяток литров и продать его «налево».

Пассажиров, в свою очередь «радовало» тепло от двигателя в салоне, особенного пика «радость» достигала в летние месяцы, когда без мата в таких условиях могли ездить только уроженцы очень уж южных республик. К жаре всегда добавлялся специфический запах от воздуха, проходящего через мотор, кстати, россказни о выхлопных газах в салоне это уже перебор. Дело в том, что выхлопная труба проходила под днищем, а не в полу, как заявляют некоторые «очевидцы» — если бы дело было иначе, то проржавевшая труба заполнила бы выхлопными газами салон за минуту, и внутри никто не смог бы находиться, в том числе и водитель. А так ничего – ругались, но ездили.

К обонятельным и осязательным неудобствам добавлялся и слуховой дискомфорт – карданный вал ЛиАЗ 677 соединял двигатель и АКПП через своеобразную крестовину, которая уже после нескольких месяцев эксплуатации начинала разбалтываться и стучать. Причем звук настолько был похож на звон бутылок, что шутка о перевозке водителем стеклянной тары на сдачу многими воспринималась всерьез.

Как бы там ни было, несмотря на все жалобы, из-за отсутствия альтернативы выпускался ЛиАЗ-677 в разных модификациях 33 года – с 1967 по 2000, причем только недавно его начали выводить из эксплуатации. Так что и сейчас иногда на деревенской дороге можно встретить кряхтящий, скрипящий, гремящий автобус Ликинского завода, продолжающий делать свою работу.